Сават

SAVATE

Сават — это французский бокс, в котором используются для нанесения ударов элементы английского бокса в комбинации с ударами ногами французской борьбы. Правила борьбы разрешают наносить удары ногами только обувью, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями. Сават – это уникальный стиль, в котором противники обуты в ботинки.

Название «французский бокс сават» стало общепринятым после второй мировой войны. Как спортивная дисциплина культивируется сейчас во многих странах. Регулярно проводятся соревнования по французскому боксу, в том числе раз в два года – чемпионаты мира среди мужчин и среди женщин.

В основу французского бокса легли сават, шоссон, английский бокс и фехтование.

САВАТ.

Старинное народное развлечение, в котором два соперника старались ударить друг друга ногой по голени. Наибольшее распространение, – как вид поединка, – получил среди грузчиков, рабочих, бродяг, уголовников, извозчиков и т.п. Когда именно зародился сават, точных сведений нет. К примеру, французский историк Мишель Делайе считает, что он появился на окраинах Парижа в 17 в.

Удары в савате наносились носком, ребром или каблуком грубого башмака по голени, по колену, в пах или в живот. Удары руками играли вспомогательную роль и производились в основном ребром или основанием ладони, реже – кулаками. Цели для поражения руками – уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Со временем забава простолюдинов трансформировалась в разновидность дуэли и рукопашного боя. Сформировался целый дуэльный кодекс саватеров. Бои шли либо очень жестко («на смерть»), либо в более мягком варианте («до первой крови»). Жесткие единоборства велись в грубых ботинках, подбитых гвоздями, в этом варианте савата разрешалось практически все – удары в горло руками, ногами в пах и т.д. В более мягком варианте допускались удары подъемом ступни по голени и бедру, а руками разрешалось работать только по корпусу.

В середине 18 в. одним из самых известных мастеров дуэльного савата считался бывший танцор Батист. Ему приписывается авторство нескольких ударов ногами на верхнем уровне.

Удары руками в голову привнесли в сават уголовники. Акцент делался на выведение противника из строя одним ударом: выбив глаз, перебив горло, разорвав барабанную перепонку и т.д. Уголовники также первыми стали пускать в ход всевозможные подручные средства – кастеты, дубинки и ножи.

ШОССОН.

От фр. chausson (тапочек, мягкая туфля). В середине 17 в. в Марселе среди французских моряков была популярна игра, в которой надо было коснуться партнера выше пояса ногой в мягкой обуви. Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому активному развлечению. Со временем марсельские моряки стали использовать удары ступнями в корпус и голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была далека от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса. В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-х годов XIX века. Считается, что этот термин «шоссон» вошел в употребление с 1829 года. Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не только паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода «визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову. Особенно моден шоссон был во времена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называемой «июльской монархии»: 1830-1848.

АНГЛИЙСКИЙ БОКС.

Со временем местные моряки стали использовать удары ногами в корпус и голову во время драк. Нередко французские матросы выясняли отношения с английскими. Англичане в большинстве своем хорошо «работали» руками: сказывалась школа английского бокса. Один из основателей французского бокса Шарль Лекур оценил преимущество английского бокса на своем опыте и поэтому отправился изучать его в Лондон, затем продолжил обучение в Париже, у английского тренера по фамилии Адамс. Благодаря ему произошел синтез французского и английского бокса. Он же ввел в обиход термин «французский бокс», опубликовал кодекс боксеров, правила (в основном повторяющие правила бокса Броутона 1743 года) и изложение основных технических приемов.

В отличие от английского бокса, во французском долго сражались голыми руками, Лекур сразу ввел перчатки. Помимо бокса, Лекур преподавал в своем спортивном зале фехтование.

ФЕХТОВАНИЕ.

В классическом французском боксе, существовавшем до конца второй мировой войны, отчетливо видно влияние французской фехтовальной школы. Так, боевая стойка (la garde) копировала в те годы фехтовальную. Не признавались уходы с линии атаки, вместо них использовали парирование (les parades) ударов противника. Основная ставка делалась на прямые удары руками и ногами и на прямые отводы их в сторону. Удары кулаками боксеры старались производить с выпадом вперед, подобно выпадам фехтовальщиков. Опять-таки, под влиянием фехтования для ударов ногами было характерно уравновешивание корпуса за счет отведения рук в противоположную от цели сторону. И что особенно характерно, при любом ударе точность попадания и скорость движения ценились гораздо выше его силы.

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС КАК СИСТЕМА САМООБОРОНЫ.

Развивается параллельно спортивному направлению. Идет от Мишеля Кассо и барона Фенье.

Мишель Кассо (род. в 1794 в предместье Парижа) с детства участвовал в уличных стычках и приобрел со временем репутацию опытного уличного бойца. В 1824 опубликовал брошюру, в которой описал собственную систему боя, которую он назвал «сават». Приблизительно в это же время открыл ряд спортзалов, где занималось немало представителей знати, в том числе Ш.Лекур.

Основу системы Кассо составляли прямые, боковые и круговые удары ногами, обутыми в грубые башмаки, по голеностопному суставу, голени, колену, паху. Руки лучше держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки ударов, направленных в пах. Удары руками Кассо рекомендовал наносить открытой ладонью по носу, ушам и горлу. В особых случаях советовал пользоваться палкой, либо кастетом.

Система Кассо, не имеющая ничего общего со спортом, тем не менее, является прародительницей современного французского бокса.

Барон Ж.Фенье

Традиционный французский бокс сейчас почти мертв. Во Франции осталось очень мало школ, их учителя живут впроголодь. Французы занялись боевыми искусствами Востока, и бокс был вытеснен каратэ. Гиллемэн — последний из верных традициям в спорте, который он называет «фехтованием четырьмя конечностями». Я его видел, когда мастеру было далеко за восемьдесят. Возможно Гиллемэна уже нет в живых, но этот рассказ — не о нем, а о бароне Ж.Фенье, последним из больших мастеров савата и его секретных методов. Здесь нужно отметить, что французский бокс развился из савата — искусства драки ногами — около 1830 года. В это время стали вводить приемы руками, и развился новый, очень популярный спорт, который почти вытеснил сават. Как писал Р.У.Смит в своей отличной книге, сават был очень жестоким видом бокса, которым пользовались в основном бродяги. Удары наносились главным образом ногами; кулаки не применялись, но часто по лицу противника били открытой ладонью. Сават был очень жестоким спортом; бродяги обучали бродяг, и в результате было много увечий. Во время пребывания во Франции я видел французский бокс, но даже не надеялся увидеть сават. С помощью женщины) напал на след барона Фенье, который, как она сказала, «очень странно дрался!» Как и многие боксеры барон был беден. Я наблюдал его упражнения в течении часа в 1956 году. Было странно, что эту ужасную вещь он называл упражнением. Да, называл, именно так! Барону Фенье было шестьдесят семь. Это был подвижный седой ветеран. Он объяснил сначала, что сават, который ему известен — это то, чему обучал Мишель Миссо в первой четверти XIX века. Французский бокс почти убил этот сават, но один учитель — Ляфон — не принял новый спорт и продолжал обучать савату; таким образом сават через все эти годы дошел до Фенье. Отвечая на мой вопрос, барон сказал, что так как нет ни одного достойного, то он уносит это искусство с собой в могилу. Потом Фенье начал говорить мне об американцах, которые рекламируют «курсы савата». «Ничего они в этом не понимают», — сказал бароню — «Посмотрите только на их стойки в их кошмарных книгах! Даже новички могут принять правильную стойку — они ошибаются, когда начинают двигаться. Эти американцы даже не могут принять правильную стойку». Затем он показал свое искусство. Я увидел самые быстрые ноги, которые когда — либо встречал! Быстрый бросок имеет скорость 9км/час, удар боксера — 45км/час. Я оценил, что ступни Фенье двигались со скоростью свыше 54км/час! Барон сделал перерыв и показал мне, что хотя в савате обычно применялись низкие удары, он в качестве специального приема разработал высокий удар. Наилучшей целью Фенье считал нос и губы из-за их чувствительности. Барон признал, что высокий удар ногой в область головы может быть опасным для атакующего, но считает что скорость его движений может быть настолько велика, что если даже промахнется, то успеет вернуться в защитную позицию раньше чем противник сможет провести контратаку. «Это не хвастовство», — сказал он, — «сават слишком опасен чтобы проводить соревнования. Я много раз дрался с людьми, которые были, как говорится, грозой квартала, и всегда добивался успеха!» Барон вложил мне в рот спелый помидор и попросил встать напротив. Он сказал, что как только я замечу какое-либо его движение, то сразу должен убирать голову или тело и как можно быстрее! Фенье встал напротив меня и слабо улыбнулся. Я внимательно следил за ним; вдруг заметил что-то и отпрянул, но поздно: весь помидор был на моем лице, в глазах, в волосах — кроме маленького кусочка, который остался во рту. Этот человек был быстр как молния! Затем он сказал мне, что намеренно промажет мимо моего носа на долю дюйма, и что я могу защищаться и контратаковать как хочу. Такую демонстрацию я всегда жду, так как она доказывает систему. Мы встали в боевые стойки. Теперь я действительно изо всех сил старался что-то сделать. Вот пальцы его ноги у моих глаз и я правой ногой бью в направлении его паха. Бью хорошо, быстро, но где там! Барон опустил правую ногу, которой бил, вниз, а левой ударил по моей ноге. Он не отвел мою ногу в сторону, а остановил удар на полпути. Я почуствовал сильную боль и опустился на правое колено. На его искреннее «Вам не больно?» ответил: «Только когда я смеюсь». Он смазал мою ногу каким-то анестезирующим составом и продолжал свой рассказ. «Эти глупцы-каратэки очень ценят умение разбивать кирпичи и тому подобное, но ведь только над этим работать — неправильно! Сила является второстепенным. Сейчас я покажу, что имею в виду». Снова приняв стойку он приблизился ко мне и начал поочередно касаться ногами мочек моих ушей. Удары были очень легкими, я их почти не чувствовал. Вдруг интенсивность ударом стала резко возрастать; боль стала очень сильной. Мочки ушей онемели и вновь я почти перестал ощущать удары. Фенье остановился. «Как и большинство людей вы думали, что мочки ушей не особенно чувствительны. Это мнение ошибочно, так как даже по ним можно наносить удары. А как я их наносил? Все удары были одинаковой силы, но вначале я наносил удары по участкам мочек, более удаленным от головы. Когда стал наносить удары ближе к голове, то вы почувствовали боль. Она была велика, и скоро мочки онемели. Этим я хотел показать, что даже такую небольшую цель можно подразделить на разные участки». Время шло, и я попросил последнюю демонстрацию. Барон согласился. Прикурив сигарету он попросил меня сделать несколько затяжек, а затем держать ее между губами. Я так и сделал. Фенье подошел, посмотрел на сигарету и нанес удар ногой. Он промахнулся! В такой момент, когда непогрешимый мастер ошибается, всегда чувствуешь некоторую радость. Фенье, однако, не выглядел человеком, который ошибся. Он просто стоял и улыбался. Я не курю, но, нервничая, сделал затяжку. Вы не догадались? Не получилось. И не могло — не было огня! Барон Фенье ногой потушил сигарету, а я этого даже не заметил. Когда мы прощались, его последние слова были: «Передайте вашим друзьям-мастерам, чтобы они забыли о силе и работали над умением оценивать расстояние и точность движений. Только тогда они будут прогрессировать».

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ САВАТА.

Как самостоятельная дисциплина французский бокс окончательно сформировался к середине 19 в. Дальнейшее его развитие связано, прежде всего, с деятельностью таких выдающихся мастеров, как отец и сын Шарлемоны и Пьер Барузи.

«ЭПОХА ШАРЛЕМОНОВ».

Признанный мастер фехтования, Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. В 1862 совершил путешествие по ряду европейских стран, где бросал вызов известным мастерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и представителям других единоборств. Ни в одном поединке он не знал поражения.

В 1871 принял деятельное участие в Парижской коммуне, но после поражения коммунаров был вынужден бежать вместе с сыном Шарлем в Бельгию. Там Шарлемон разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и издал книгу по французскому боксу.

По возвращении в Париж в 1879 открыл Академию французского бокса. Последний свой бой провел в Марселе в 1897, – в возрасте 57 лет – с Мишелем Жину, и победил. Прекрасный боец и превосходный организатор, Шарлемон-ст. оказал огромное влияние на дальнейшее развитие французского бокса, по сути, превратив его из сомнительной забавы в настоящее спортивное единоборство.

В 1899 передал руководство Академией сыну Шарлю Шарлемону, которого обучал основам боксерской техники с юных лет. Шарль стал первым в истории чемпионом мира по французскому боксу: в 1899 он выиграл в шестом раунде бой с чемпионом по английскому боксу в среднем весе Джерри Дрисколлом.

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС В 20 В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЬЕРА БАРУЗИ.

Пьер Барузи (он же – граф Бароцци и барон де Санторен) из прожитых им 97 лет 83 посвятил французскому боксу.

С 1922 по 1937 11 раз становился чемпионом Франции в среднем, полутяжелом и тяжелом весе. В общей сложности выходил на ринг более 200 раз, не считая показательных выступлений. Последний бой провел в возрасте 70 лет.

В 1924 представлял французский бокс на Олимпийских Играх в Париже. С 1934 возглавлял комиссию по французскому боксу в руководстве Французской федерации бокса, объединявшей два направления: французский бокс и английский.

В 1937 году состоялся последний – перед долгим перерывом – чемпионат Франции, следующий прошел только через 30 лет. Накануне второй мировой войны французский бокс в самой Франции практиковало не больше 500 человек (для сравнения: в начале 20 в. их число превышало 100 тыс.). В 1938 закрылась Академия Шарлемона и – вопреки стараниям Барузи – французский бокс оказался на грани исчезновения. Это связано, прежде всего, с огромной конкуренцией со стороны олимпийских спортивных дисциплин и отсутствием мощной и действенной организационной структуры.

Вплоть до 1960 Барузи практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, на свои средства арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам.

Возрождение французского бокса началось с середины 1960. В 1965 Барузи создает Национальный комитет французского бокса сават. Комитет объединил 30 клубов по всей стране, с общим числом занимающихся около тысячи человек. Спустя десять лет комитет был преобразован в Национальную федерацию. (По иронии судьбы первая национальная федерация французского бокса была создана – еще в 1922 – не на его родине, а в Бельгии, которая наряду с Францией и Италией стала одним из очагов развития савата.) С 1975 начинается подлинное возрождение французского бокса. Ко времени создания в 1985 ФИС (см. ниже) Федерация Франции насчитывала 25 000 членов.

Барузи скончался в 1994, будучи почетным президентом национальной и Международной федераций французского бокса, созданных при его непосредственном участии. Единственное, чего он не успел сделать, – добиться признания савата в качестве олимпийского вида спорта.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО БОКСА САВАТ (FIS).

Известно, что международные поединки (с участием саватеров Бельгии, Франции и Италии) проводились еще в начале 19 в. Тем не менее, создание Международной федерации стало возможным лишь в конце предыдущего столетия.

Она организована в марте 1985 на встрече представителей 11 государств. Поначалу объединяла около 20 стран: Бельгию, Берег Слоновой Кости, Великобританию, Германию, Нидерланды, Грецию, Испанию, Италию, Камерун, Португалию, Сенегал, Францию, Швейцарию, Югославию и др. В настоящее время в ФИС (иногда используется также аббревиатура СИФ) входят национальные федерации более 60 стран мира, в том числе России.

Под эгидой ФИС проводятся мужские и женские чемпионаты мира, Европы (с 1997 также турниры стран Африки, а с 2003 – арабских государств) в различных видах спаррингов среди взрослых спортсменов и юниоров.

ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС В РОССИИ.

Россию с боксом сават познакомил выпускник Жуанвильской высшей школы спорта Эрнест Лусталло. (В этой школе была разработана четырехсторонняя защита, позволявшая бойцу вести бой в 4 направлениях одновременно.) Прибыв в 1897 в Санкт-Петербург по приглашению Атлетического общества доктора В.Ф.Краевского, Лусталло стал преподавать бокс, плавание, фехтование и гимнастику: он имел международные чемпионские титулы по всем названным видам спорта.

В 1899 Атлетическое общество провело первый чемпионат страны по французскому боксу сават, где победил Эрнест Лусталло, его ученики Гвидо Мейер и Франц Кастерс.

В СССР французский бокс не культивировался. Возродился лишь в конце века, когда в 1987 в петербургской Академии физкультуры им. П.Ф.Лесгафта чемпион мира и Европы Ришар Силла продемонстрировал студентам необычную технику спортивного единоборства. Зав. кафедрой бокса Владимир Таймазов поддержал инициативу развития эффективной системы самозащиты и разработал программу методик и наставлений для проведения тренировок.

В 1989 по приглашению Федерации бокса сават России к нам в страну прибыли специалисты из Франции, которые провели первый международный семинар для спортсменов, инструкторов, судей.

В 1991 состоялся дебют России на Чемпионате мира в Париже: серебряные медали завоевали петербуржец Александр Иевлев, и Вадим Лапин (Архангельск).

Официальный дебют нашей сборной на Чемпионате Европы – в 1992 – был еще более впечатляющим: 3 золотых, 1 серебряная и 7 бронзовых медалей. Первое «золото» завоевал Владимир Коноплев (Екатеринбург), одолевший титулованного француза Валери Буше. Блестяще выступили студенты-лесгафтовцы Сергей Володин и Сергей Андрианов, ставшие победителями континента среди молодежи.

Сейчас центры развития бокса сават действуют в Санкт-Петербурге, Архенгельске, Уфе, Екатеринбурге, Тюмени, Краснодаре, Волгограде, Саратове, Мурманске, Якутске и др. регионах страны.